вторник, 14 апреля 2020 г.


15.04.2020 - для учащихся 8А, 8Б, 8В, 8Г, 8Д классов
Тема урока «Высшая нервная деятельность (ВНД). Рефлексы»

I. Ребята, как и обещала, проведём разбор заданий проверочной работы по главе №11 (устно).
1.Какое из свойств органа зрения проверяется с помощью представленной таблицы?
     
      1) адаптация
2) цветовое восприятие
3) бинокулярность
4) острота

Для проверки остроты зрения вдаль пациенту обычно демонстрируют набор букв или специальных символов различных размеров. Эти знаки либо записаны на специальных таблицах, которые вешают на стену.


2.В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей с нормальным зрением?
      1) в области жёлтого пятна
2) перед сетчаткой
3) за сетчаткой
4) в области слепого пятна

Глаз сам может производить фокусировку (аккомодацию), чтобы видеть близкие и отдаленные предметы. При нормальном зрении изображение фокусируется на сетчатку. Больше всего рецепторов (колбочек) в области желтого пятна (желтое пятно — участок наиболее ясного видения), но рецепторы расположены по всей сетчатке (кроме слепого пятна).

 3. К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?
      1) серый
2) белый
3) чёрный
4) красный

Цветное зрение объясняется тем, что в сетчатке есть три рода колбочек: одни возбуждаются красным цветом, другие — зеленым, третьи — синим. Ощущение всех других цветов возникает вследствие возбуждения этих колбочек в разных соотношениях. В колбочках содержится светочувствительное вещество: иодопсин. Он распадается в темноте и восстанавливается на свету в течение 3−5 мин. Расщепление иодопсина на свету дает цветовое ощущение.

4.Какое из перечисленных образований относят к оптической системе глаза?
      1) слепое пятно
2) зрительный нерв
3) роговица
4) сосудистая оболочка

Поток излучения, отраженный от наблюдаемого предмета, проходит через оптическую систему глаза и фокусируется на внутренней поверхности глаза — сетчатой оболочке, образуя на ней обратное и уменьшенное изображение (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое). Оптическую систему глаза составляют роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело.

5. В глазном яблоке человека за зрачком следует
      1) хрусталик
2) стекловидное тело
3) передняя камера
4) сетчатка

Предложенный список по порядку: роговица, передняя камера, радужная оболочка со зрачком, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.

6. В какой части глазного яблока человека возникает нервный импульс?
      1) в области стекловидного тела
2) в прозрачном теле хрусталика
3) в палочках и колбочках сетчатки
4) в области зрительного нерва

Нервный импульс возникает в палочках и колбочках сетчатки

7. Аккомодация — это
      1) возбуждение зрительных рецепторов
2) вращение глаза при боковом расположении предмета
3) способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета
4) изменение чувствительности рецепторов сетчатки

Аккомодация — это способность хрусталика изменять свою кривизну при изменении расстояния до предмета.

8. Внутреннее ухо человека расположено в полости кости
      1) лобной
2) теменной
3) височной
4) затылочной

Внутреннее ухо — располагается в толще пирамиды височной

9. Слуховая труба среднего уха обеспечивает
      1) колебания жидкости в улитке внутреннего уха
2) защиту от попадания в полость среднего уха микроорганизмов
3) выравнивание давления по разные стороны барабанной перепонки
4) передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки к слуховым косточкам среднего уха

Евстахиева (слуховая) труба служит для доступа воздуха из глотки к барабанной перепонке в среднее ухо, чем поддерживается равновесие между давлением в среднем ухе и внешним атмосферным давлением, что необходимо для правильного проведения к лабиринту колебаний барабанной перепонки.

10. Какой цифрой на рисунке обозначена часть органа слуха, усиливающая звуковые колебания?

Под цифрами: 1 — слуховые косточки — усиливают колебание; 2 — полукружные каналы — орган равновесия; 3 — улитка с рецепторами, превращающими звуковые колебания в нервный импульс; 4 — барабанная перепонка — барьерная функция и превращает волновые колебания в механические.




11. Воспринимают изменения положения тела в пространстве рецепторы, которые расположены
      1) на коже
2) в улитке
3) в области носоглотки
4) в области полукружных каналов
Орган равновесия — это не что иное, как вестибулярный аппарат. Благодаря этому механизму, в человеческом организме осуществляется ориентация тела в пространстве, который находится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха. Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов.

12. Какой буквой на рисунке обозначен орган, переводящий звуковые колебания в электрические импульсы?


1) А
2) Б
3) В
4) Г

Под буквами А — молоточек — слуховая косточка — усиливает и передает механические колебания; Б — полукружные каналы — орган равновесия; В — слуховой нерв — проводит нервный импульс в мозг; Г — улитка, в ней находятся рецепторы слуха, которые переводят звуковые колебания в электрические импульсы.


13. Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.
2) Время узнавания цифр не зависит от их цвета.
3) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.
4) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.
5) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

Верные выводы:
3) Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.
4) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.
Остальные выводы нельзя сделать из данной таблицы.

14.Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
      1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка

Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв — 3 — это слуховая труба (евстахиева труба); стремя — это слуховая косточка — 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к наковальне); полукружный канал — это слуховая косточка — 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).

15. Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
      1) роговица
2) зрительная зона коры мозга
3) стекловидное тело
4) зрительный нерв
5) хрусталик
6) сетчатка

153642 - Путь прохождения зрительного сигнала: роговица хрусталик стекловидное тело сетчатка зрительный нерв  зрительная зона коры мозга.

 II. А теперь перейдём к изучению нового материала.
         Нам предстоит узнать с вами: о высшей нервной деятельности, об исследованиях в этой области; о сознании и психике человека; о сне и бодрствовании; о том, какие привычки вредны для нашего здоровья.
           Открываем учебники на стр. 206 – 209. В тетради записываем дату и тему нашего урока. Записываем материал кратко (конспектируем).

Высшая нервная деятельность (ВНД) - деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

И.М. Сеченов (1829-1905) - высшие отделы НС способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Главный труд его жизни – книга «Рефлексы головного мозга».
И.П. Павлов (1849-1936) - разделил все рефлексы на врожденные (безусловные) и приобретенные (условные). И.П. Павлов экспериментально доказал правильность всех выдвинутых предположений, идей и выводов И.М. Сеченова.

Рефлекс (от лат. reflexus— отражённый) — универсальная (стандартная) реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы. Рефлексы осуществляются посредством рефлекторной дуги.
Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы. 
 Рассмотрите, пожалуйста, таблицу №7 на странице 207 «Сравнение безусловных и условных рефлексов».

Условные рефлексы могут тормозиться.
 

Мотивация — это физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энгрант), тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.
Наши потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает мотивация – желание совершить какое-то действие для удовлетворения потребности.

Принцип доминанты (А.А. Ухтоминский – 1875-1942):
"Главенствующий в данный момент очаг возбуждения подавляет все остальные и определяет характер ответной реакции организма".

Свойства ВНД:
1.      сила процессов возбуждения и торможения
2.      взаимная уравновешенность
3.      подвижность процессов возбуждения и торможения

III. Закрепление


Для закрепления нового материала пройдите по ссылке
просмотрите основную часть, выполните тренировочные задания.

Высылать мне на почту ничего не нужно.



IV. Д/з
П.49. стр.206-209 (читать, устно ответить на вопросы в конце параграфа).



На следующем уроке мы продолжим изучение главы №12 и проведём небольшой эксперимент. Спасибо всем за урок. Берегите себя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  22.11.2021 урок для учеников 8Г, 8Д классов.  Дорогие ребята, новую тему урока оформляем в тетради. Всю информацию синего цвета записывает...