22.04.2020 - для учащихся 8А, 8Б, 8В, 8Г, 8Д
классов
Тема
урока: «Врожденное и приобретенное поведение»
Работаем с учебником на стр. 214 – 215. В тетради
записываем дату и тему нашего урока.
I.
Проверка знаний.
просмотрите видео, выполните
тренировочные задания. Высылать на почту ничего не надо.
И ответ к
задаче про гномиков: гномик в красной шапочке может точно сказать, какая на нём шапка, не
спрашивая других.
II. Новый материал. Записываем материал кратко (конспектируем).
Врожденные программы поведения - инстинкты
-
обобщают исторически сложившийся видовой опыт. Как это можно понять?
Объясню. Врождённое поведение напрямую зависит от процесса исторического
становления, зависит от экологической обстановки, в которой находились предки (или
представители вида). Например, хватательный рефлекс младенцев отражается в
периоде жизни человека, когда детёнышам необходимо было держаться за волосяной
покров матери (во время прыжка к примеру).
Инстинкт – цепочка последовательно
сменяющих друг друга безусловных рефлексов,
обеспечивающих важнейшие жизненные потребности. Итак, инстинкты запускаются внутренними
раздражителями при наличии внешних стимулирующих факторов.
Пример: 1. рефлексы новорожденных
2. запечатление (импринтинг)
3. рефлекс
следования (его нет в параграфе, но привожу для того, чтобы вспомнили зоологию).
Рассмотрим поподробнее:
1. - Пример первого вдоха
новорожденного. При рождении связь между материнским и дочерним организмом
прекращается. Вследствие этого в крови новорожденного накапливается СО2
(углекислый газ). Он гуморально влияет на дыхательный центр и стимулирует
первый вдох человека. (надеюсь, вы не
забыли каким образом происходит гуморальная регуляция)
- Пример первого вдоха
детёнышей животных, рождающих в воде (например, кит). В этом случае СО2 стимулирует
сначала всплытие, а затем уже вдох. Если исключить этап всплытия, то
вдоха не произойдёт, и детёныш гибнет. Несмотря на то, что он находится на
воздухе и ничего не мешает сделать ему вдох.
2. Если говорить о
запечатление (импринтинге), и это совсем не то запечатление о котором говорится
в фильме «Сумерки» J , в биологии Запечатление (форма врожденного
поведения)– это свойство только что появившихся на свет особей этого вида
запоминать своих родителей, отличительные признаки объекта; это способность
запоминать всё то, с чем детёныш сталкивается в определённые периоды своей
жизни. Запечатление позволяет индивидууму запомнить, как выглядят представители
его вида, предупреждает межвидовое скрещивание – это экологический характер. Для
человека импринтинг имеет ещё и социальное значение: позволяет в короткое время
овладеть речью.
3. рефлекс следования, к примеру утята, выведенные курицей, следуют за
ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них
сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и
следуют за ним.
Приобретенные программы поведения - условные рефлексы, рассудочная деятельность
рассудочная деятельность- способность
улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а
также использовать знание этих закономерностей в новых условиях.
Пример: - обезьяна достает высоко
подвешенные бананы с помощью ящиков
- обезьяна выбирает из 3
предметов один, отличающийся от других
Рассудочная
деятельность - высшая форма приспособления к условиям окружающей среды. Благодаря ей, организм не
только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может
предвидеть эти изменения, и учитывать их в своем поведении.
Как отличить рассудочную деятельность от условного
рефлекса? Условный рефлекс выполняется без контроля человека (они
автоматические), а рассудочная деятельность подконтрольна сознанию. Рассудочная деятельность- главное отличие
людей от животных (разум даже самых высших животных не может идти ни в
какое сравнение с интеллектом человека. Доказано, что животные обладают элементами рассудочной деятельности). а условный рефлекс есть и у тех, и у
других.
III. Закрепление
Ответить
УСТНО на вопросы к п.51.
IV. Д/з
П.51,
стр.214-215. На почту высылать ничего
не надо.
ЗДОРОВЬЕ - НЕ ВСЁ, НО ВСЁ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ - НИЧТО!
Сократ
Комментариев нет:
Отправить комментарий