вторник, 21 апреля 2020 г.


22.04.2020 - для учащихся 8А, 8Б, 8В, 8Г, 8Д классов
Тема урока: «Врожденное и приобретенное поведение»

Работаем с учебником на стр. 214 – 215. В тетради записываем дату и тему нашего урока.

I.    Проверка знаний.


просмотрите видео, выполните тренировочные задания.  Высылать на почту ничего не надо.

И ответ к задаче про гномиков: гномик в красной шапочке может точно сказать, какая на нём шапка, не спрашивая других.

II. Новый материал. Записываем материал кратко (конспектируем).
Врожденные программы поведения - инстинкты
-          обобщают исторически сложившийся видовой опыт. Как это можно понять? Объясню. Врождённое поведение напрямую зависит от процесса исторического становления, зависит от экологической обстановки, в которой находились предки (или представители вида). Например, хватательный рефлекс младенцев отражается в периоде жизни человека, когда детёнышам необходимо было держаться за волосяной покров матери (во время прыжка к примеру).

Инстинкт – цепочка последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, обеспечивающих важнейшие жизненные потребности. Итак, инстинкты запускаются внутренними раздражителями при наличии внешних стимулирующих факторов.
Пример: 1. рефлексы новорожденных
2. запечатление (импринтинг)
3. рефлекс следования (его нет в параграфе, но привожу для того, чтобы вспомнили зоологию).

Рассмотрим поподробнее:
1.    - Пример первого вдоха новорожденного. При рождении связь между материнским и дочерним организмом прекращается. Вследствие этого в крови новорожденного накапливается СО2 (углекислый газ). Он гуморально влияет на дыхательный центр и стимулирует первый вдох человека. (надеюсь, вы не забыли каким образом происходит гуморальная регуляция)

- Пример первого вдоха детёнышей животных, рождающих в воде (например, кит). В этом случае СО2 стимулирует сначала всплытие, а затем уже вдох. Если исключить этап всплытия, то вдоха не произойдёт, и детёныш гибнет. Несмотря на то, что он находится на воздухе и ничего не мешает сделать ему вдох.

2. Если говорить о запечатление (импринтинге), и это совсем не то запечатление о котором говорится в фильме «Сумерки» J , в биологии Запечатление (форма врожденного поведения)– это свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объекта; это способность запоминать всё то, с чем детёныш сталкивается в определённые периоды своей жизни. Запечатление позволяет индивидууму запомнить, как выглядят представители его вида, предупреждает межвидовое скрещивание – это экологический характер. Для человека импринтинг имеет ещё и социальное значение: позволяет в короткое время овладеть речью.

3. рефлекс следования, к примеру утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.

Приобретенные программы поведения - условные рефлексы, рассудочная деятельность 
рассудочная деятельность- способность улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях.
Пример: - обезьяна достает высоко подвешенные бананы с помощью ящиков
- обезьяна выбирает из 3 предметов один, отличающийся от других

Рассудочная деятельность - высшая форма приспособления к условиям окружающей среды. Благодаря ей, организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения, и учитывать их в своем поведении.

Как отличить рассудочную деятельность от условного рефлекса? Условный рефлекс выполняется без контроля человека (они автоматические), а рассудочная деятельность подконтрольна сознанию. Рассудочная деятельность- главное отличие людей от животных (разум даже самых высших животных не может идти ни в какое сравнение с интеллектом человека. Доказано, что животные обладают элементами рассудочной деятельности). а условный рефлекс есть и у тех, и у других.

III. Закрепление

Ответить УСТНО на вопросы к п.51.

IV. Д/з
П.51, стр.214-215. На почту высылать ничего не надо.


ЗДОРОВЬЕ - НЕ ВСЁ, НО ВСЁ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ - НИЧТО!
Сократ


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  22.11.2021 урок для учеников 8Г, 8Д классов.  Дорогие ребята, новую тему урока оформляем в тетради. Всю информацию синего цвета записывает...