четверг, 16 апреля 2020 г.


17.04.2020 - для учащихся 8А, 8Б, 8В, 8Г, 8Д классов
Тема урока: «Память и обучение». Практическая работа №7

I.                  Прежде чем мы начнем говорить о памяти и обучении, ответим на несколько вопросов по пройденному на прошлом уроке материалу (устно):
1.    Что является примером условного рефлекса?
         1) желание спать после бессонной ночи
   2) зажмуривание при включении яркого света
   3) использование столовых приборов во время еды
   4) задержка дыхания во время проглатывания кусочка пищи

2. Что служит примером условного торможения?
         1) задержка дыхания при погружении в холодную воду
   2) прекращение пережёвывания пищи при внезапной встрече с другом
   3) потеря навыка катания на роликовых коньках
   4) отдёргивание руки от острого лезвия ножа

3.    При формировании условного рефлекса у собаки на жест команды «Сидеть!» и подкреплении этой команды лакомством временная связь формируется между следующей парой нервных центров:
         1) слуха и обоняния
   2) зрения и пищеварения
   3) слуха и осязания
   4) равновесия и произвольных движений

4.    Что является примером врождённого рефлекса у человека?
         1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора
   2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение
   3) выделение желудочного сока на запах пищи
   4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом
 
    5.    На рисунке изображена схема условного рефлекса у собаки. Какой цифрой на ней обозначен слюноотделительный центр продолговатого мозга?








Надеюсь вы ответили правильно на эти вопросы. Чтобы проверить себя проведите сравнение с верными ответами:
1.    - 3
2.    - 3
3.    - 2
4.    - 2
5.    - 2


Дополнение к теме ВНД 
Вторая сигнальная система (свойственная человеку качественно-особая форма высшей нервной деятельности) — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых).
В процессе эволюции животного мира на этапе становления и начального развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее активное и коллективное адаптивное приспособительное поведение, создавшее многообразные, принятые в группе системы сигнализации и языки. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку.

II.               Ну, а теперь перейдем к новому материалу.

Открываем учебник на стр. 210 – 212. В тетради записываем дату и тему нашего урока. Записываем материал кратко (конспектируем).
Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта.
Память - запоминание, сохранение и воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений.
В формировании памяти или памятного следа (энграммы) участвуют лобные и височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус. (Ретикулярная формация (лат. reticulum — сеточка, formatio — образование) — это образование, тянущееся вдоль всей оси ствола головного мозга. Да, есть и такое. (советую подробнее изучить этот момент на стр.213 тем, кто планирует сдавать ОГЭ по биологии в 9 классе).

От памяти зависят способности человека к обучению. Используя память, вы можете многократно извлекать полученную информацию в область сознания. Именно благодаря памяти в процессе обучения формируются знания, умения и навыки.

Максимальное развитие памяти с 25 до 50 лет.
Повторение - условие запоминания.
Улучшение запоминания:
1.    выделение основных мыслей
2.    использование иллюстраций
3.    составление планов, таблиц, схем

Виды памяти:

Мышление - обобщение и опосредованное познание действительности.
Мышление сосуществует с воображением.

Задача:
Трем гномикам показали 5 шапочек (3 красные, 2 синие). Выключили свет. Надели в темноте на гномиков 2 синие и 1 красную шапочку, кто из гномиков может точно сказать, какая на нем шапочка, не спрашивая других?

(Решаем.
На следующем уроке раскрою правильный ответ, сравните со своим)

Способы улучшения памяти:
Расстройства памяти:
Гипомнезия- расстройство характеризуется ослаблением всех компонентов памяти. Снижается способность запоминать новое: имена, лица, навыки, прочитанное, увиденное, услышанное, даты, события, образы.
Гипермнезия - это усиление компонентов памяти: человек запоминает намного больше, чем нужно. При этом утрачивается сознательный компонент – человек запоминает то, чего не хочет запомнить.
Амнезия — полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг. Часто она возникает в случае значительных нервных потрясений и переживаний.
Хронический алкоголизм сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова (поражения памяти, вызываемые постоянным употреблением алкоголя, которое приводит к массовой гибели нейронов. В результате пьющий человек теряет способность к запоминанию новых событий, а старые воспоминания превращаются в подобие реальности. При этом он не отличает свои воспоминания от действительности, а его мозг не может правильно реагировать на происходящее вокруг).
Если кому-то из вас, ребята, интересна эта тема, то для расширения кругозора вы можете найти информацию (интернет-источники) о таких заболеваниях как болезни Альцгеймера и Паркинсона и почему их называют «двоюродные сёстры».

III. Закрепление. В завершении урока эксперимент, который вы оформите в виде практической работы. Оформляете практическую работу на тех же двойных листах, на которых выполняли проверочную работу по главе № 11 10.04.2020 Прописываете практическую работу полностью, с ходом работы (а именно:
в течении 1 минуты я внимательно прочитал предложенный тест, затем отложил……….. и т.д.)
Фото практической работы высылаете мне на электронный адрес
дедлайн – 12.00 18.04.2020
 Если работа предоставлена после указанного времени, оценка снижается.
Листы с работами буду собирать после перехода на очную форму обучения.

             Дата_______________

Практическая работа №7
«Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста».

Цель: выявить объём кратковременной памяти. Дать её оценку.
Оборудование: лист бумаги, часы.

Ход работы.
В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
        
Подсчитайте число ПРАВИЛЬНО написанных слов, за каждое слово начислите себе 1 балл.
Определите, к какой категории относится объём вашей памяти

Вывод: ________________

(Таблицу не списывать)
Число баллов
Характеристика памяти
6 и меньше
Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.
7 – 12
Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.
13 – 17
Объем памяти хороший.
18 – 21
Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.
Свыше 22
Ваша память феноменальна.

 Тест из 25 слов:
Яблоня, колесо, мотороллер, молоко, тыква, трамвай, книга, шкаф, ложка, молоток, носки, ухо, жираф, альбатрос, нога, кольцо, палец, свая, песок, облако, куст, камень, хризантема, батарея, танк, земля.

IV. Д/з П.50, стр.210 – 213
Фото практической работы высылаете мне на электронный адрес ldemidovaws@mail.ru дедлайн – 12.00 18.04.2020
  
Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы! 
Встретимся на следующем уроке 22 апреля.

P.S. Не забываем про гномиков J

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  22.11.2021 урок для учеников 8Г, 8Д классов.  Дорогие ребята, новую тему урока оформляем в тетради. Всю информацию синего цвета записывает...